- Бдительности профессиональной психология
- Состояние настороженности сотрудника к возможным неожиданным обострениям обстановки, содержащих различные виды угроз для успеха достижения целей осуществляемой деятельности, решаемых задач и личной безопасности. Бдительность («понимание опасности», «ожидание неожиданностей», «оперативный покой», «настороженность», «нахождение начеку») – одно из психологических условий успешности ПД, для которой характерна быстрота, сложность,. изменчивость, неожиданность, конфликтность ситуаций, противодействие (нередко - с использованием силовых средств и оружия). Преступники прибегают к внезапности нападения, маскировке, использует ослабление бдительности сотрудниками для осуществления своих противоправных намерений. Особенныетребования к бдительности предъявляют действия в экстремальных ситуациях. Высокая и постоянная бдительность – проявление высокого профессионализма и экстремальной подготовленности сотрудника. Антипод бдительности – беспечность.
Имеются ряд психологических факторов, негативно сказывающихся на уровень бдительности сотрудника и порождающих беспечность: 1) непонимание или недооценка опасности в профессиональных и бытовых ситуациях (первичная беспечность), 2) привыкание к опасности, излишняя самонадеянность, встречающаяся у опытных сотрудников, часто встречавшихся с разными угрозами и опасностями (вторичная беспечность), 3) трудности распознавания признаков нарастания угрозы (ненаблюдательность, плохие навыки профессионального наблюдения), 4) отвлечение внимания на посторонние факторы, помехи и действия (отвлекаемость, низкая устойчивость внимания), 5) волевые трудности длительного (даже многочасового) самоподдержания высокой бдительности (слабоволие, неумение управлять своими состояниями), 6) спад работоспособности под влиянием утомления (низкая работоспособность, ошибки управления режимом труда и отдыха сотрудников).
Работа с персоналом должна быть ориентирована на укрепление личностных и профессиональных предпосылок бдительности, на ее повышение перед началом практического решения служебных задач особенно в экстремальных условиях, а так же поддержание в ходе их решения.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 10.1.
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.